Италия, Неаполь родина пиццы, мандолины и неаполитанского романса. В
наших турах в Неаполь посещение самой и старой оперы
Италии — Сан-Карло.
Для того чтобы послушать божественный голос Фаринелли аристократы, учёные,
философы, писатели и художники съезжались со всей Европы в Неаполь. Именно
здесь, на сцене театра Сан-Карло, в начале двадцатых годов восемнадцатого
столетия, Фаринелли сражал публику своим невероятно гибким голосом,
охватывавшим три с половиной октавы, и позволявшим исполнять как сопрановые,
так и контральтовые партии. Публика была в неистовом возбуждении и полном
экстазе. Король Карл VII часто бывал в театре и не пропускал ни одного
выступления Фаринелли. Но в Сан Карло в разное время выступали и другие
выдающиеся исполнители. Это и Энрико Карузо, и Марио дель Монако, и Франко
Корелли. На сцене Сан-Карло их голоса звучали особенно мощно. Такой акустики
как в театре Сан-Карло не было нигде в Европе. Как, впрочем, и роскошного
интерьера, украшавшего неаполитанский театр. «Не существует ничего в Европе,
сопоставимого с этим театром, он ослепляет глаза, он восхищает душу
». Так
сказал Стендаль о старейшем в Европе оперном театре Неаполя.
Театр Сан-Карло был построен по указу Неаполитанского короля Карла
VII из испанской ветви династии Бурбонов, который хотел обеспечить Неаполь
новым большим театром, вместо устаревшего театра Сан-Бартоломео, построенного
ещё в 1621 году. В день рождения короля, 4 ноября 1737 года, новый театр
открылся оперой «Ахилл на Скиросе» Доменико Сарро. Интерьер нового театра был
выполнен в сине-золотых официальных цветах Бурбонов и восхищал своей
архитектурой. Зрительный зал имел пять ярусов, 3285 зрительских мест и
роскошную королевскую ложу, несколько выдающуюся вперёд по сравнению с
соседними, внушая почтение перед монаршей особой. В результате реконструкций
XIX иXX веков его масштабы заметно уменьшились, а на смену синему цвету пришёл
красный. Красный с золотом. Сегодня театр вмещает 1386 зрителей. Тем не менее,
большая часть интерьера и декора осталась неизменной. Другое дело, что целый
ряд оригинальных элементов утратил своё первоначальное назначение. Например,
как и прежде, в каждой ложе театра на одной из стен висит зеркало. Причём,
висит так, чтобы в нём отражалась королевская ложа. Знаете для чего? Для того,
чтобы зрители в любой момент могли боковым зрением увидеть, что делает король:
если он вставал, в то же мгновение вставал весь зал, если король аплодировал,
весь зал тут же следовал его примеру. Такие были времена.
Всё завершилось в
1946 году. После референдума 46 года Италия перешла от монархического строя к
республиканскому, и королевская семья покинула страну. А вот зеркала в ложах
театра остались. В силу своих размеров, конструкции и солидного возраста,
оперный театр Сан-Карло стал образцом для строительства множества других
театров в Европе. Строительство же самого театра было осуществлено в кратчайшие
сроки – как только КарлVII издал указ, архитектор Джованни Антонио Медрано
незамедлительно разработал проект и тут же, без малейшего промедления, начались
строительные работы. Уже через восемь месяцев у площади Пьяцца-деи-Плебисцито,
появился новый грандиозный театр. Оперу с Королевским дворцом соединил
подземный коридор, по которому король мог попадать прямо в персональную ложу,
не выходя на улицу. Интересно, что в те времена зрители в зале
размещались не совсем так, как это происходит сегодня,- оркестровой ямы ещё не
было, и оркестр находился на уровне сцены. Представители неаполитанской элиты
восседали в ложах, расположенных ярусами. Во время спектаклей нередко можно
было видеть жующих зрителей – есть в зале считалось комильфо. Поскольку нередко
оперы длились 5 часов, за это время у любого меломана могло начать урчать в
животе, и совсем не в унисон с оперой. Собственно, атмосфера в целом была иной,
отличной от нынешней, уже хотя бы потому, что с поднятием занавеса шум в зале
не прекращался. Не повышающий голос неаполитанец – это вообще нонсенс. Лишь
крупные и по-настоящему выдающиеся арии заставляли публику притихнуть.
В 1816 году в театре
вспыхнул пожар, и здание пришлось восстанавливать. Здание восстанавливал
архитектор Антонио Никколини, впоследствии занявший пост театрального художника
Сан-Карло. Кроме того, здание обновлялось в 1845 и 1854 годах, а также в
двадцатом веке, после бомбардировок 1943 года, и в 1969 году, когда из-за удара
молнии рухнула часть фасада. Один из самых блистательных периодов театра
Сан-Карло приходится на 1815−1822 годы, когда театр возглавляли великие
Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти. Что же, сегодня, как и прежде, Сан-Карло
является одной из лучших оперных сцен мира, и неаполитанцы безмерно гордятся
свои театром, в котором спустя сотни лет поддерживаются славные традиции, а на
сцене выступают звёзды первой величины.