Сегодня на сайте 74 тура
Телефон для заказов: 1-800-100-012
Север страны:
04-6228687
Тель-Авив:
03-6280300
Иерусалим:
02-6228687
Юг страны:
08-6338687

16 января 2019

Экс-ан-Прованс

Было бы несправедливо утверждать, будто гении не могут дружить друг с другом. Примеры такой дружбы в истории, безусловно, есть. И всё же чаще гении расходятся в разные стороны. Гениям сложно ладить между собой, их ум и видение не вмещаются в рамки обыденного, их реальность находится в другом измерении, она требует огромного свободного пространства, а их эмоции, вырываясь наружу, уподобляются извержению вулкана.

Естественно, такие вулканы не в состоянии находиться поблизости один от другого в течение продолжительного времени. К тому же, никто не отменял банальные обиды. Даже среди гениев. Два гения, родившиеся в одном городе, дружившие со школьной скамьи, в конечном итоге расстались, поскольку один не смог простить другого. Это были Эмиль Золя и Поль Сезанн. Будущий гениальный художник, Поль Сезанн, хорошо учился — ему легко давались языки и математика, он много читал. Рисунком Сезанн увлекся в 15 лет, начав посещать академию. Однако, по иронии судьбы, приз за лучший рисунок в колледже получил будущий гениальный писатель Эмиль Золя.

Но отнюдь не это стало причиной разрыва. Закончив школу, Эмиль Золя отправился из родного Экс-ан-Прованса в Париж, а Поль Сезанн не осмелился поехать за ним, опасаясь реакции властного и вспыльчивого отца. Сумев пройти путь от владельца шляпного магазина до банкира, Луи-Огюст Сезанн не возражал против увлечения сына живописью, но только до тех пор, пока это увлечение, не более того. Луи-Огюст Сезанн видел своего сына юристом. И его можно понять: юрист – это престиж и стабильный заработок. Могло разве тогда ему прийти в голову, что со временем полотна его сына будут оцениваться в сотни миллионов долларов. Каждое.

Между тем, Эмиль Золя написал роман «Творчество», в котором не придумал ничего лучшего, чем в образе художника-неудачника представить своего друга. И как раз этого Сезанн простить ему, так и не смог. Можно было бы задаться вопросом, — зачем же Эмиль Золя поступил подобным образом. Но едва ли на этот вопрос существует однозначный и внятный ответ. Мотивы гениев известны лишь им одним – всё остальное лишь интерпретации и догадки. С другой же стороны, оглядываясь назад, возникает невольное ощущение, что всё сложилось именно так, как и должно было: нигде Поль Сезанн не чувствовал себя так хорошо, как в Экс-ан-Провансе. Причём, на протяжении всей жизни. В конце концов Сезанн перебрался в Париж, где поначалу сблизился с импрессионистами, а затем, в 1877 году, порвал с ними после неудачной выставки, в которой участвовали и его работы. В столице Сезанну отчаянно не везло, капризный Париж ни в какую не хотел принимать художника, и он буквально бредил возвращением в Прованс, где собирался стать отшельником. Сезанн не стал отшельником, но вернулся в Экс-ан-Прованс и прожил в городе до самой смерти, став Великим Полем Сезанном.

Созданный ещё в римские времена, город «тысячи фонтанов» и бывшая столица Прованса, — Экс-ан-Прованс, манил Сезанна. Он без остановки писал близкие его сердцу пейзажи, в общей сложности создав здесь более 800 картин. Прованс и нежно любимый им Экс-ан-Прованс встречаются практически на каждом полотне: «Горы в Провансе», «Дом Марии в Шато Нуар», «Дома в Провансе», «Гора Святой Виктории». Сегодня в Экс-ан-Провансе у нас есть великолепная возможность проникнуть в мир гениального художника, посетив его загородный дом Жас-де-Буффан, мастерскую на древнем холме Лов и каменоломни Бибемюс, где Сезанн писал свои полотна под открытым небом.

В тротуары Экс-ан-Прованса вбиты бронзовые плитки, на которых написано «Сезанн», — это знаки для туристов, отмечающие маршруты, исхоженные вдоль и поперёк Полем Сезанном. Иными словами, каждый желающий может пройтись по тем же местам, по которым ходил Поль Сезанн, а значит увидеть своими глазами всё, что видел великий художник. В городе существует специальный маршрут под названием «По следам Сезанна», ведущий по местам, занимавшим значительную часть в жизни и творчестве Поля Сезанна.

Экс-ан-Прованс, без сомнения, аристократичен и холён, — это особенно ощущается в самом сердце города, — обрамленном платанами бульваре Мирабо. К тому же изысканная прованская кухня не оставляет сомнения в том, что у города есть и стиль, и вкус. Едва ли приходится сомневаться в том, что этот пряный, насыщенный природными и рукотворными изысками воздух, питал творчество Поля Сезанна.

Поль Сезанн до глубины души любил Экс-ан-Прованс, где в 1839 году родился на улице Оперы. Эту любовь он выразил лаконично и исчерпывающе, когда был вдали от любимого города: «…я скучаю по Эксу. Когда я не там, все напрасно…». И знаете, побывав в Экс-ан-Провансе, в полной мере начинаешь понимать, что имел в виду Поль Сезанн. Экс-ан-Прованс действительно захватывает в свои чарующие сети и уже не отпускает. Собственно, даже не возникает мысли сопротивляться этим чарам. Совсем наоборот, — хочется отдаться им без остатка, и раствориться в той дивной ауре, которая питала гений Поля Сезанна.