Сегодня на сайте 79 туров
Телефон для заказов: 1-800-100-012
Север страны:
04-6228687
Тель-Авив:
03-6280300
Иерусалим:
02-6228687
Юг страны:
08-6338687

05 сентября 2021

Камамбер — поклонение вкусу

Известный американский писатель, редактор и интеллектуал Клифтон Фадиман однажды сказал буквально следующее: «Сыр в состоянии разочаровать, он может быть скучным, возможно, даже примитивным, сыр  также может  оказаться чересчур  утончённым. Тем не менее, сыр всё-равно остаётся прыжком молока в бессмертие».  Согласитесь, красиво сказано.

Не менее красиво, чем  многочисленные  живописные полотна, начиная от голландской живописи и до наших дней, на которых,  так или иначе, запечатлён сыр. Натюрморты знаменитых художников прошлых веков буквально изобилуют роскошными блюдами, серебряной  посудой, золотыми вазами, бокалами из венецианского стекла, но более всего взгляд зрителя притягивают и восторгают разнообразнейшие сыры.  Голландец Флорис ван Дейк, итальянец Джузеппе Реко, фламандец  Йорис ван Сон, француз Жан-Батист-Симеон Шарден  — эти художники 17−18 веков, как и многие другие живописцы,  в каком-то смысле  сделали сыры символами процветания, благополучия, и даже объектами вожделения. А уже в 20 веке, один из самых культовых представителей поп-арта Рой Лихтенштейн,  сделал сыр лейтмотивом своего творчества. Великий  же  Сальвадор Дали,  размышляя о сыре «камамбер», создал  бессмертный  шедевр о растекающемся времени — «Постоянство памяти».

Так вот,  как раз о камамбере.   Если вам доведётся побывать в нормандской деревушке Камамбер, вы непременно увидите памятник, поставленный  благодарными камамберцами  жительнице деревни Мари Арель в 1928 году. И, конечно же, Мари Арель заслужила такую честь, поскольку, как гласит легенда, именно Мари Арель изготовила сыр, ставший одним из самых знаменитых в мире. Разумеется, это сыр камамбер. А дело было так: во времена Великой французской революции всем католическим священникам приходилось не сладко, — они должны были принести клятву верности новой Республике. За отказ – в лучшем случае, ссылка, в худшем,  можно было  остаться без головы. Некоторым мятежным священникам категорически не хотелось расставаться с головой, и они сумели укрыться  в отдалённых деревушках Нормандии, тем самым сохранив свою свободу, жизнь и голову. Одним из таких священников был аббат Шарль-Жан Бонвуст, которого приютила Мари Арель на своей ферме. Было это в 1790 году. Следует сказать, что аббат Бонвуст был родом из провинции Бри, близ Парижа,  уже тогда славившейся своими мягкими сырами. Когда же аббату пришло время покидать надёжное  убежище, он поведал Мари тайну приготовления особого сыра. И вскоре из этой тайны родился один из самых знаменитых вкусов в истории. Вкус сыра камамбер. А  в 1863 году сыр камамбер был представлен Наполеону III как продукт нормандской деревни Камамбер, и именно приказом императора за сыром было закреплено название места  его происхождения. Постепенно камамбер завоевал мир.

По  суровой иронии  Первая мировая война ещё более усилила популярность камамбера, поскольку закупавшихся для армии сыров грюйер и канталь не хватало для двух миллионов солдат, и тогда нормандские сыроделы начали поставлять камамбер в армию в больших количествах. И здесь непременно стоит сказать, что  в судьбе камамбера решающую роль сыграли знаменитые круглые коробочки, созданные в 1890 году специально для камамбера.  Дело в том, что  стараниями Наполеона III, влюбившегося в камамбер,  Париж буквально помешался на замечательном мягком сыре из Нормандии,  и семейству  Арель пришлось срочно расширять его производство. Сыры начали отправлять в Париж поездом, к тому времени уже соединившим столицу и провинцию. Время в пути – шесть часов. И это был предел возможностей камамбера, после этого  нежный сыр портился. И лишь в 1890 году инженер М.Ридель разработал круглые деревянные коробки, в которых можно было перевозить камамбер на большие расстояния. К моменту начала Первой мировой войны транспортировка камамбера более не была проблемой.  А коробки остались практически неизменными по сегодняшний день. Забавно, но существуют даже коллекционеры  этикеток  различных видов камамбера, которые называются тиросемиофилами.

Итак,  полагаю, идея ясна, — всем любителям камамбера совершенно необходимо посетить деревушку Камамбер,  поклониться  Мари Арель,  и вкусить сыр, который здесь и родился. Вкусить и вдохнуть аромат, который вдохновлял не только художников, но и великих писателей, среди которых  Эмиль Золя и Марсель Пруст,  не раз упоминавших камамбер в своих произведениях. А французский поэт и прозаик, символист Леон-Поль Фарг дал, пожалуй, самое безупречное определение камамбера — он сравнил его с запахом ног. Только не спешите морщить нос. Это запах не простых ног. «Запах камамбера, — сказал Леон-Поль Фарг, — это запах ног Бога». Теперь вы точно знаете к чему, побывав в деревушке Камамбер,  получите шанс  прикоснуться.